Алексей Лавров: все задачи Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах решены
Итоги реализации изменений системы управления общественными финансами обсудили в рамках сессии «Бюджетный процесс и технологии: результаты бюджетных реформ 2019–2024 годов и задачи на перспективу» на МФФ-2024.
Модератор сессии, заместитель Министра финансов России Алексей Лавров, рассказал об основных результатах в сфере бюджетного процесса за последние пять лет в различных областях: исполнение бюджета, бюджетные инвестиции, социальный заказ, бюджетные и автономные учреждения, учёт и отчётность и государственный финансовый контроль.
«В самом начале реализации реформы в 2019 году никто не предполагал, с какими вызовами придётся столкнуться нашей стране. Тем не менее поставленные амбициозные задачи позволили достигнуть лучших результатов», — отметил Алексей Лавров.
Так, замминистра перечислил некоторые достижения:
— установление порядка мониторинга результатов предоставления субсидии;
— внедрение системы долгосрочного планирования бюджетных инвестиций;
— законодательное закрепление и апробация механизма социального заказа;
— разработка в цифровых форматах системы планирования деятельности для бюджетных учреждений;
— утверждение федеральных стандартов бухучёта для госсектора;
— внедрение федеральных стандартов финконтроля и внутреннего финансового аудита.
По словам замглавы Минобрнауки России Андрея Омельчука, реформа управления общественными финансами изменила подход к финансированию: теперь акцент — на конкретных исследованиях и результатах, что делает бюджет организаций более осмысленным.
«Важно понять эффект от услуг этих организаций и повысить их результативность для государства. Также вузам следует предоставить больше самостоятельности в финансовых и имущественных решениях, так как современные технологии позволяют отслеживать процессы без лишних согласований», — отметил Андрей Омельчук. Он также заявил о необходимости обращать внимание на вопросы эффективности самих организаций и проделать системную работу со стороны государства в части их грамотной финансовой политики.
Продолжая тему результатов в сфере бюджетного процесса, руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин отметил, что за прошедшие годы удалось создать единую электронную платформу, которая позволяет получать мгновенный доступ к финансовой информации, что улучшает взаимодействие на всех уровнях государственного управления.
«Систематизация и кодификация информации — это ювелирное искусство, которым занимается наша служба. От него зависит здоровье всей бюджетной системы. С точки зрения кодификации этапы прошли успешно, но это постоянный процесс: совершенствуются госпрограммы, структурные элементы и, соответственно, наши классификации. Я думаю, мы пойдём по пути более глубокой оцифровки тех или иных управленческих процессов и результатов деятельности, которые отражаются в наших системах», — заявил Роман Артюхин.
Губернатор Красноярского края Михаил Котюков также отметил важность развития цифровых систем. По его мнению, распределение ресурсов на прозрачной государственной платформе поможет увеличить степень доверия к власти, а контрольные органы смогут действовать на предупреждение.
Говоря о цифровизации в сфере управленческих решений, заместитель Председателя Правительства Новосибирской области — Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко обозначил следующее: «Формирование банка управленческих данных в будущем поможет отказаться от технических процедур предоставления отчётности. Также в результате повысятся ценность самих сведений и их актуальность, что важно при принятии управленческих решений».
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Любимов, в свою очередь, рассказал о возможностях развития цифровых платформ и отметил, что содержащаяся на таких платформах информация должна быть полной, доступной и понятной. Спикер предложил продумать систему фильтров для получения более конкретной, точечно настроенной информации.
Директор НИФИ Минфина России Владимир Назаров рассказал о привлечении негосударственных организаций в сферу предоставления госуслуг в рамках социального заказа и сообщил, что это позволяет повысить их качество.
«Анализ результатов апробации социального заказа показывает, что в основном эти цели достигаются: увеличивается удовлетворённость потребителей, которые получают эти услуги. На рынок приходят новые игроки, соответственно, увеличиваются охват, доступность и растёт качество предоставления этих услуг», — отметил Владимир Назаров.
Источник: Министерство финансов России