Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
Важное и актуальное, 14.10.2024, 11:18

Алексей Лавров в интервью журналу «Бюджет» рассказал о ключевых изменениях контрактной системы за последние годы и ее векторах развития

Подписан закон об импортозамещении в государственных закупках и закупках госкомпаний, который устанавливает единые правила применения национального режима. Основные положения документа вступают в силу с 1 октября 2024 года.

Алексей Лавров в интервью журналу «Бюджет» рассказал о ключевых изменениях контрактной системы за последние годы и ее векторах развития
https://clck.ru/3DuxYa

— Алексей Михайлович, расскажите, пожалуйста, в чем суть этого закона?

— Если совсем коротко, то в упрощении — и для заказчиков, и для поставщиков — применения инструментов импортозамещения в госзакупках и их распространения на закупки контролируемых государством организаций. Сегодня в рамках закона № 44-ФЗ действует девять постановлений Правительства России об импортозамещении в разных сферах, и Минфином России ведется перечень российских товаров для предоставления ценовой преференции.

Со следующего года подзаконные акты будут сведены в одно постановление, а ценовая преференция распространится на все товары без исключения. Будет отменена защитная мера «третий лишний». Практика показала, что она неэффективная и достаточно сложная в применении. Для поддержки отечественного производителя более чем достаточно либо наличия запрета на закупку иностранных товаров, либо исключения заявок с иностранными товарами при наличии хотя бы одной заявки с российским товаром. По такой схеме будет действовать нововведение закона — механизм «второй лишний». При этом впервые появится возможность сочетания этих мер и ценовых преференций в зависимости от степени локализации производства. Отмечу, что для 44-ФЗ все инструменты импортозамещения, как и сейчас, будут в равной степени распространяться как на российские товары, так и на товары, происходящие из других стран-членов ЕАЭС.

Аналогичные меры впервые будут введены в рамках закона № 223-ФЗ в случаях, если это не противоречит нашим обязательствам в рамках ВТО – закупки в целях нацбезопасности, в рамках гособоронзаказа, атомной энергетики, космической деятельности, а также закупки для некоммерческих целей. Для остальных закупок по 223-ФЗ, как и в настоящее время, будут применяться квоты для закупки российской продукции.

— Можно ли утверждать, что основные комплексные изменения в закупочном законодательстве завершены?

— В целом да. В этом году завершается реализация Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, которая была утверждена Правительством России и в том числе содержит раздел о развитии системы государственных и муниципальных закупок. Все поставленные Концепцией задачи решены: система закупок была оптимизирована и устойчиво функционировала сначала в условиях пандемии, а затем — санкционного давления.

Несколько цифр. В среднем за год заключается около 3,5 млн госконтрактов. Из них в одностороннем порядке (то есть при невыполнении обязательств поставщиком) расторгается менее 0,5% контрактов. Этот уровень в последние 5 лет, несмотря на внешние воздействия, остается стабильным. За указанный период стоимостная доля закупок с использованием каталога товаров, работ, услуг выросла с 12% до более чем 95%. Также в 1,5 раза сократилось число жалоб на действия или бездействие участников контрактной системы.

Фактически с 2022 года действует новая редакция закона 44-ФЗ: 12 конкурентных способов закупок интегрированы в 3 (аукцион, конкурс, запрос котировок), упрощены все процедуры, существенно сокращены их сроки, унифицирована закупочная документация.

Эти комплексные изменения позволили полностью перевести госзакупки в электронную форму. С 2022 года внедрены «электронное» актирование, обжалование, расторжение контракта и претензионная работа, а также оплата по контрактам не более чем за 7 дней, с 2023 года — структурированные заявка и контракт. В следующем году планируется перевод в электронную форму контрактов с единственным поставщиком и дополнительных соглашений к контрактам.

— Есть предложения наделить Минфин полномочиями по разъяснению закупочного законодательства и соответствующих нормативных правовых актов. Как ведомство к этому относится?

— На наш взгляд, такое полномочие всем пойдет на пользу. У Минфина уже есть аналогичное право по налоговому законодательству, которое продемонстрировало свою эффективность. Отмечу, что полномочие по официальному разъяснению возложило бы на Минфин дополнительную ответственность, но мы к ней готовы.

— Как обеспечивается конкуренция в госзакупках?

— Прежде всего – путем установления прозрачных правил, четкого определения предмета закупки и обоснованных начальных (максимальных) цен контрактов (НМЦК), стандартизации процедур участия в торгах и условий исполнения контракта.

При этом конкуренция в госзакупках зависит от общего уровня конкуренции в экономике. В 2023 году на одну процедуру в рамках закона 44-ФЗ в среднем приходилось 2,8 заявки при среднем снижении цен на 5,5% (в 2019 году соответственно 3,1 заявки и 6,9%), а 30% закупок приходилось на долю единственного поставщика. Для того, чтобы сказать, много это или мало, нужно сравнить их с аналогичными экономическими показателями. Нужно также иметь в виду, что по мере повышения объективности НМЦК возможности для снижения цен, в том числе демпинга, сокращаются.

— Повлияло ли упрощение закупочных процедур на снижение доли несостоявшихся закупок?

— Несостоявшаяся закупка — это конкурентная процедура, в которой оказалась одна заявка или не оказалось ни одной. В 2019 году доля контрактов, заключенных по результатам таких процедур, составила 40% по количеству и 61% по стоимости контрактов, в 2023 году она сократилась до 26% и 40% соответственно. Динамика положительная.

Не завершились подписанием контракта из-за отсутствия заявок всего 13% по количеству и 11% по стоимости конкурентных процедур. При этом предусмотрен упрощенный порядок завершения и этих закупок. То есть в подавляющем большинстве случаев несостоявшаяся закупка завершается заключением контракта, только без ценовой конкуренции. Но изначально все желающие имеют возможность принять в ней участие, и это принципиально важно для всех участников закупок.

Почему пришел или был допущен только один участник — другой вопрос. Если неправомерно отклонены заявки, занижена НМЦК, непонятна закупочная документация или неправильно сформирован лот — вопрос к заказчику и контрольным органам. Но возможно сам рынок малоконкурентный, закупается особо сложный (уникальный) товар или нужно построить крупный объект.

— А что насчет закупок у единственного поставщика?

— За последние годы доля таких контрактов возросла: с 18% в 2019 году до 25% в 2023 году. Рекордные 34% были в период пандемии в 2020 году, но это было вызвано объективными причинами. Начиная с текущего года, возможности для неконкурентных процедур ограничены, и на данный момент каких-то негативных последствий не выявлено. Нужно стремиться к сокращению закупок у единственных поставщиков, определяемых решениями органов исполнительной власти.

— Мы говорили о том, что основные изменения контрактной системы завершены. Какие векторы дальнейшего развития видны сейчас?

— Планируется «донастройка» и улучшение уже действующих механизмов.

Так, 25 сентября Государственной Думой в первом чтении принят внесенный сенаторами и депутатами законопроект, решающий ряд актуальных вопросов: сокращение с 3 лет до 1 года срока контрактов, в которые могут быть внесены изменения, устранение необходимости многократного перезаключения контрактов с одним и тем же единственным поставщиком, учет опыта участия в совместных закупках, возможность получения данных о поставщиках через сайты государственных реестров, исключение избыточных ограничений для закупки однородных товаров в режиме «малых закупок» и возможность заключения офсетных контрактов для нужд нескольких заказчиков. Правительство поддержало этот законопроект.

В осеннюю сессию Госдумы также будут рассмотрены предложения о переводе на постоянную основу, продлении или отмене действующих в текущем году временных норм. Пожалуй, наиболее значимая из них — возможность для внесения изменений (по объективным причинам и только решениями Правительств) в действующие контракты. На практике она показала свою эффективность и могла бы стать нормой постоянного действия.

Правительством утверждены «дорожные карты» по реализации Концепции закупок малого объема (до 600 тысяч рублей) на период до 2027 года. По оценкам, объем таких закупок достигает 1,3 триллиона рублей в год. В рамках установленных мероприятий планируется унифицировать порядок проведения малых закупок в электронной форме, разработать единый каталог конкретных товаров и ввести единые требования к функционированию ГИС, которые используются для таких закупок.

На площадке Евразийской экономической комиссии идет проработка предложений о сокращении предельных сроков размещения извещений и заключения контрактов. Если сейчас сроки проведения аукционов и конкурсов составляют 20-25 календарных дней, то, в случае внесения соответствующих изменений в приложение о закупках к договору о ЕАЭС, они могут быть сокращены до 14-17 календарных дней.

Отдельные вопросы, например, проверка достоверности опыта выполнения госконтрактов, не требуют изменений в законодательстве и будут урегулированы постановлениями Правительства Российской Федерации.

В целом процесс комплексного реформирования госзакупок завершен. Конечно, это не означает введение «моратория» на какие-либо изменения, и такая задача никем не ставится. Регулирование госзакупок, как и любое законодательство, должно реагировать на запросы практики или меняющиеся условия, однако поправки необходимо принимать после тщательного обсуждения, и они должны носить плановый и точечный характер.



Источник: Министерство финансов России

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Важное и актуальное

Смотреть архив

Министерство финансов Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: