Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за 2023 год
Динамика поступления доходов и финансирования расходов в течение января-декабря 2023 года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете (№ 466-ФЗ от 5 декабря 2022).
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в 2023 году составил 29 123 млрд рублей, что на 4,7% выше объема поступления доходов за 2022 год. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.
- Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 20 301 млрд рублей и увеличились на 25,0% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области – в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).
Объем ненефтегазовых доходов по итогам 2023 года превысил параметры, заложенные при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года), более чем на 3,1 трлн руб. (18,1%).
- Нефтегазовые доходы составили 8 822 млрд рублей, значимо превысив их базовый размер (8 трлн рублей в год). Дополнительные нефтегазовые доходы составили по итогам года 822 млрд рублей. Общее снижение нефтегазовых доходов на 23,9% г/г к 2022 году связано с высокой базой сравнения предыдущего года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс в начале года, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа.
Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 2023 год составил 32 364 млрд рублей, превысив показатели предыдущего года на 4,0% г/г.
В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета исполнен исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466‑ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечило стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).
Исполнение федерального бюджета за 2023 год
(предварительные данные)
млрд рублей
| 2023* | 2022 | %, г/г | утверждено законом от 05.12.2022 |
ДОХОДЫ | 29 123 | 27 824 | +4,7% | 26 130 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч. | 8 822 | 11 586 | -23,9% | 8 939 |
базовые нефтегазовые доходы | 8 000 | 5 743 | +27,2% | 8 000 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: | 20 301 | 16 238 | +25,0% | 17 191 |
НДС (производство и импорт) | 11 614 | 9 553 | +21,6% | 10 417 |
налог на прибыль | 1 919 | 1 669 | +14,9% | 1 633 |
РАСХОДЫ, в т.ч.: | 32 364 | 31 119 | +4,0% | 29 056 |
ДЕФИЦИТ % ВВП | -3 241 -1,9% | -3 295 -2,1% | +54 | -2 925 -2,0% |
* доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 января 2024 года
Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
[1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).
Источник: Министерство финансов России