Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
Важное и актуальное, 26.10.2023, 19:01

Непрерывное совершенствование госфинконтроля: на благо граждан и государства

Финансовый контроль — неотъемлемая часть госуправления, и вопросам отслеживания движения государственных средств всегда уделялось немалое внимание. При этом финконтроль — механизм гибкий. Он постоянно трансформируется в зависимости от тех задач, которые ставит руководство страны.

Непрерывное совершенствование госфинконтроля: на благо граждан и государства
​Статья замминистра финансов Алексея Михайловича Лаврова в журнале «Финансовая безопасность»

ОТ РАЗРОЗНЕННОСТИ — К СИСТЕМНОМУ ПОДХОДУ

Форма во многом определяет содержание, закрепляет определенную ступень развития. Организация государственного финансового контроля наглядно подтверждает этот тезис. Первые упоминания об учреждениях с контрольными функциями, действующих в России, датируются второй половиной XVII века. Тогда не было единой организации — делами государственных доходов и расходов занималось множество приказов. Кроме того, в финансовом хозяйстве не было твердых правил его ведения, поступления и расходования средств. Раздробленность мешала эффективно собирать доходы, затрудняла контроль за расходованием средств.

Первый шаг к единой системе был сделан в 1654 году, когда был образован Счетный приказ. С тех пор контрольно-ревизионные органы не раз трансформировались, но цель всегда была одна — создать систему, максимально эффектив- но контролирующую государственные ресурсы. И главное, что было сделано силами ревизоров под руководством Министерства финансов, — удалось создать и закрепить самостоятельное отдельное направление — государственный финансовый контроль.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕФОРМЫ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Сегодня государственный (муниципальный) финансовый контроль — часть бюджетного процесса, без которой невозможно представить полноценную систему управления общественными финансами. Он совершенствуется и видоизменяется вместе с бюджетной системой, ее новациями и потребностями. Приведу несколько примеров ключевых изменений последнего десятилетия в данной сфере.

В 2013 году в рамках программы по повышению эффективности бюджетных расходов был разработан и принят Федеральный закон (No 252-ФЗ), нацеленный на развитие системы государственного и муниципального финансового контроля, что позволило значительно улучшить качество управления общественными финансами.

Этот закон концептуально изменил систему финансового контроля в Российской Федерации, решая две ключевые проблемы:

  • дублирование функций Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов, Росфиннадзора (позже его функции перейдут Федеральному казначейству) и контрольно-ревизионных управлений, органов ведомственного контроля;
  • неопределенность в квалификации финансовых нарушений.

Для того чтобы исключить дублирование функций, государственный финансовый контроль четко разделили на внешний и внутренний. Первый был передан в ведение Счетной палаты и КСО, второй — Росфиннадзору и контрольно-ревизионным органам в регионах. Такое деление сохраняется и сегодня.

Кроме того, было введено понятие государственного (муниципального) финансового контроля как контрольно-ревизионной деятельности, нацеленной на выявление и пресечение финансовых нарушений.

Также в 2013 году был введен механизм применения бюджетных мер принуждения. Он, как и прочее законодательство, по мере выявления недостатков также нуждался в совершенствовании путем уточнений. В числе важных можно выделить введение возможности принятия решений не только о применении меры, но об ее изменении, отмене или отказе в ее применении. Во-вторых, органы управления государственными внебюджетными фондами наравне с финансовыми органами были наделены полномочиями по принятию решений о применении бюджетных мер принуждения. Для реализации данного механизма Правительство Российской Федерации утвердило соответствующий порядок.

Следующим масштабным этапом трансформации системы государственного финансового контроля стало принятие в 2019 году Федерального закона No 199-ФЗ, расширившего сферу госфинконтроля, позволившего сформировать федеральную систему стандартов внутреннего контроля, усовершенствовать порядок реализации результатов.

Для решения поставленных задач расширили предмет государственного финансового контроля и детализировали перечень объектов относительно органов, реализующих контрольные функции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это позволило контролерам пресекать нарушения, которые наносили ущерб бюджету, но формально не являлись нарушениями бюджетного законодательства.

Кроме того, дифференциация подхода к объектам, основанная на принципе сопровождения средств до момента исполнения обязанностей государства и местного самоуправления перед гражданами, усилила влияние на нарушителей муниципального уровня, не соблюдавших цели и условия предоставления «транзитных» субсидий.

В 2020 году внутренний госфинконтроль полностью перешел на новую модель, построенную на федеральных стандартах, предусматривающих единые для контролеров всех уровней принципы, определения и основания проведения контрольных мероприятий, права и обязанности должностных лиц органов контроля и объектов контроля и прочие параметры.

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОСФИНКОНТРОЛЯ

Современная система государственного финансового контроля работает достаточно эффективно и дает ощутимые результаты, однако руководство страны и Правительство ставят перед ней новые задачи: оценивать, насколько эффективно потратили бюджетные средства и какой это дало результат. От этого зависит реализация нацпроектов, программ и стратегических инициатив. И в конечном итоге благополучие и комфорт жизни граждан.

Поставленные задачи обуславливают основные векторы дальнейшего развития госфинконтроля. В частности, сегодня при формировании новой концепции финансового контроля акцент делается на развитии экспертно-аналитической деятельности, осуществлении предварительного контроля. Результатом должно стать то, что ревизоры будут не констатировать нарушения, а предотвращать их, помогать проверяемым организациям не допускать их.

Результаты уже есть.

В 2022 году и первом полугодии 2023 года проводился анализ финансово-экономических обоснований по объектам строительства на этапе планирования расходов на специальные инфраструктурные проекты в объеме 672 миллиардов рублей.

Эксперты выявили завышение стоимости работ, то, что в сметы включили необоснованные работы. Общий объем выявленных нарушений составил почти 100 миллиардов рублей. Предварительный анализ позволил устранить их еще до подписания соответствующих контрактов, что позволило сберечь для казны 15% от заявленной суммы.

Еще один приоритет — цифровизация.

Масштабное внедрение информационных технологий не только изменяет бизнес-процессы организаций, но и открывает новые возможности применения контрольных функций. Прежде всего — в рамках предварительного контроля на основе больших данных информационных систем. При этом цифровизация позволяет масштабировать процесс, охватить максимум бюджетных расходов.

Это позволит:

  • вести цифровой диалог с объектами контроля, в том числе посредством перехода на цифровой формат обмена информацией, и тем самым снизить административную нагрузку на проверяемые организации;
  • вести постоянный дистанционный мониторинг подконтрольной среды;
  • повысить оперативность принятия управленческих решений, основанных на анализе финансовых рисков;
  • снизить риски неэффективного использования бюджетных средств;
  • сформировать новые партнерские отношения и укрепить доверие между контролерами и объектами контроля.

Возможности информационных систем позволяют серьезно развить инструменты предварительного контроля, но для того чтобы запустить их в работу, необходимо внести комплекс изменений в бюджетное законодательство.

Минфин России при участии Федерального казначейства и контрольно-ревизионных органов уже разработал законопроект, главной задачей которого станет определение новых методов внутреннего государственного финансового контроля.

В частности, речь идет об анализе, предполагающем исследование финансовых и хозяйственных операций, а также отдельных вопросов деятельности объекта контроля, систематизацию результатов и выявленных недостатков. Еще один метод — наблюдение — предусматривает онлайн-контроль, оценку совершаемых операций. Третий — финансово-бюджетный контроллинг — представляет собой информационное взаимодействие Федерального казначейства и объектов контроля, которое будет осуществляться в электронной форме в отдельном порядке. Он предполагает построение доверительных отношений между участниками процесса: контролер и проверяемый как партнеры будут находиться в постоянном диалоге, отрабатывая вопросы по наиболее рискованным направлениям, операциям.

В основе этой концепции лежит создание возможности формировать выводы и предложения по совершенствованию процесса управления общественными финансами в части повышения законности и эффективности их использования.

При этом все указанные методы будут основаны на использовании наборов данных, хранящихся в информационных системах, их доступности и систематизации. Это должно позволить контролерам вести работу на опережение, при которой классические проверки и ревизии будут составлять минимальную часть в контрольной деятельности.

Запуск в работу новых подходов и методов государственного финансового контроля планируется в 2024 году. Полагаю, что совместными усилиями Минфин России, Федеральное казначейство и контрольно-ревизионные органы смогут решить поставленные задачи и значительно повысить эффективность использования бюджетных средств и финансовую дисциплину.

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Важное и актуальное

Смотреть архив
24.10.2025 Национальный мессенджер «МАХ»: безопасность, функциональность и интеграция с Госуслугами
17.10.2025 Приглашаем к обсуждению проекта бюджета Забайкальского края на 2026 год и плановый период 2027-2028 гг
14.10.2025 Международная премия и форум «МЫВМЕСТЕ» 2025
08.10.2025 Состоялся региональный этап IV Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности среди лиц пенсионного возраста
08.10.2025 220 миллионов рублей направлено на ликвидацию последствий паводков 2025 года
08.10.2025 Дороги Забайкалья: Регион получил значительные средства на развитие дорожной сети
03.10.2025 Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) объявляет о начале отбора получателей грантов на реализацию особо значимых проектов по внедрению российских решений в сфере информационных технологий
02.10.2025 В Забайкалье прибудет «Поезд Победы», можно бесплатно посмотреть экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне

Министерство финансов Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: